Нужна ли формализация при автоматизации бизнес-процессов?

25.12.2009 16:12 | CRM-блоги | Павел Щуренко

Вы когда-нибудь наводили порядок в домашней библиотеке? Книги на книжных полках обычно стоят так, как сложилось исторически. Но, если библиотека большая и книгами постоянно пользуются, то, скорее всего, книги будут сгруппированы по определенному принципу. Например, по жанрам, а в рамках жанра - по алфавиту. И в том, и в другом случае полки выполняют свою основную функцию - хранят книги. Но пользоваться библиотекой явно удобнее во втором случае.

Формализация бизнес-процессов в компании сродни систематизации книг в библиотеке - есть четкие критерии классификации и определены принципы ее использования.

Если Вы предпочитаете систематизировать библиотеку, а не тратить время на поиск нужной книги, то задаетесь вопросом: "какой метод выбрать?" Сгруппировать книги по алфавиту, по названиям или по авторам? Ответ, конечно же, зависит от задач, которые выполняет библиотека. Вот и получается, что целесообразно задачи эти определить и сформулировать, а потом еще выделить из них наиболее приоритетные. Например, если библиотекой пользуется и ребенок, то целесообразно детские книги разместить на нижних полках.

Конечно же, можно оставить все как есть. Ребенок все равно будет пользоваться Вашей системой хранения книг, но не отобьет ли это у него охоту читать? И не будете ли Вы волноваться за ребенка каждый раз, когда он "карабкается" на самый верх за интересной книжкой?

Подобный подход является аналогом оптимизации бизнес-процессов в компании. Нужно находить компромиссные и рациональные решения, приносящие пользу всем участникам процесса на текущий момент.

Логичный вопрос: "где в этом примере автоматизация?"

На рынке уже сложился типичный стереотип (простите за тавтологию) по поводу автоматизации бизнес-процессов... Приходят консультанты, отрывают от работы, задают глупые вопросы, заставляют читать огромные документы с непонятными картинками и кучей какого-то текста... А ведь все уже устоялось. Работа идет своим чередом. Каждый знает, кому и что делать. В порядке вещей ответ: "это не ко мне"... Как норма воспринимаются задания начальника, из-за которых нужно все бросать и куда-то бежать, а потом доделывать "после шести" то, что не успел.

Как правило, в такой ситуации задумываются об автоматизации тогда, когда начальник вдруг признается сам себе, что погряз в операционной деятельности. Вся его работа сводится лишь к распределению указаний, без которых бизнес просто не может существовать. И вот "приходят консультанты, отрывают от работы сотрудников"...

Зачем тратить на это время? Может лучше внедрить какую-нибудь CRM-систему?

Внедрение CRM-системы в частности или автоматизация в целом - это не волшебная палочка, которая решает все проблемы. Это достаточно "кропотливый" процесс. Для того, что бы что-то автоматизировать, нужно понимать принципы ведения бизнеса и реально оценивать выгоды. Это как в примере с библиотекой - сначала нужно систематизировать и формализовать процессы, а затем, при необходимости, их оптимизировать. Автоматизация - это, по сути, всего лишь один из инструментов оптимизации. Но почему-то, зачастую, при автоматизации вопрос о формализации и оптимизации процессов даже не поднимается. А, ну да: "все уже устоялось, работа идет своим чередом"...

Любая система стремится к состоянию равновесия, поэтому все внутренние начинания самой же системой и подавляются. Систему можно изменить только внешним воздействием. Вот в качестве такого внешнего воздействия и выступают привлеченные консультанты. "Привлеченные" - значит "внешние". В этом суть.

Первое, что определяется, это цели и ключевые приоритеты. Затем возможные пути достижения, которые, в свою очередь, сводятся к оптимизации работы отдельно взятых подразделений и их сотрудников. После отдельных подразделений очередь доходит и до организации их взаимодействия.

Оптимизация - вещь вполне конкретная и измеримая. Или это не оптимизация, а популизм. Если мы что-то улучшаем, то должны четко понимать, по каким параметрам оценивается величина этого улучшения. И вот тут "приходят консультанты"... Только не "отрывают от работы", а помогают сделать то, что организация сама сделать не в состоянии.

На выходе формируется перечень процессов, выполняемых подразделениями и отдельными сотрудниками. В рамках каждого процесса "появляются" правила и регламенты, ключевые показатели. Результат работы организации становится измеримым, а это значит, что организация становится более управляемой.

Регламенты работы формируются из набора стандартизованных операций, к которым предъявляются формализованные требования. А, когда есть четкий набор операций с формализованными требованиями к их выполнению и оценке эффективности, вот тут можно говорить и об автоматизации.

Ранее результаты работы консультантов были представлены только в бумажном виде. Сегодня их дополняют информационные технологии. Но в обоих случаях формализация - это описание принципов и правил работы организации. При этом автоматизация - это инструмент, позволяющий улучшить выполнение определенных операций. Но не более того.

Итого, наличие формального описания бизнес-процессов позволяет:
- Оценить эффективность работы отдельных сотрудников, подразделений и их взаимодействия. Выявить слабые места и наметить пути оптимизации.
- Четко определить требования (то есть оценить качество), предъявляемые к техническим средствам, используемым для повышения эффективности.

Ну и переход количества в качество. Это, так сказать, на сладенькое.

Когда все "разложено по полочкам", рассмотрены и оценены ключевые аспекты работы организации - руководитель получает дополнительную возможность взглянуть на свое "хозяйство" сверху, а не изнутри (большое видится на расстоянии). Такой подход, в свою очередь, дает неожиданные плоды...

Пример из жизни. В ходе одного проекта по автоматизации процессов работы с проблемной задолженностью (Collection) заказчик настаивал на том, что в начале каждого нового дела никакие плановые регламентные действия не создаются. Ведь каждое дело уникально и неизвестно заранее, как все пойдет, и тому подобное... Но после формализации, которая проводилась в рамках анализа бизнес-процессов, картина сложилась прямо противоположная. Оказалось, что все, что будет делать отдельно взятый исполнитель (юрист, сопровождающий судебные дела), сводится к выполнению именно запланированных действий. А само планирование легко формализуется и, соответственно, будет выполняться автоматически. Безусловно, при полном контроле руководителей за процессом.

То есть формализация процессов, в данном случае, позволила качественно перестроить организацию работы исполнителей и нивелировать человеческий фактор, который, как известно, самая упрямая вещь.

Так что перед тем, как что-то автоматизировать, крайне полезно это "что-то" формализовать.

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

crmCRM

Автоматизация процессов работы с клиентами и каналами взаимодействия является основным видом деятельности Ареон Консалтинг.

CRM для банковCRM для банков

Наша отраслевая экспертиза в банковской сфере неоднократно признавалась лучшей в Украине. Также мы имеем успешные проекты в России и Республике Беларусь.

Маркетинг и лояльностьМаркетинг и лояльность

Наш опыт и маркетинговые возможности Oracle Siebel CRM помогут удовлетворить потребности бизнеса даже самого требовательного заказчика.

Мобильные приложенияМобильные приложения

Мы используем гибкие технологии и разрабатываем современные приложения, которые легко адаптируются под новые мобильные платформы.

Web-приложенияWeb-приложения

Среди наших клиентов ведущие компании Украины. Наша экспертиза позволяет разрабатывать и внедрять Web-приложения любого уровня.

Контакт-центрыКонтакт-центры

Мы имеем успешный опыт построения и развития контакт-центров на базе решений Avaya, Cisco, а также платформы Asterisk. Являемся партнерами ведущих вендоров.